| Евгения Свиридова | Главная | Стартовой | В избранное | Почта |


ВОЛКОДАВ ИЗ РОДА СЕРЫХ ПСОВ

 

Россия. 2007

Фэнтези.

Производство "Централ Партнершип"

Режиссер: Николай Лебедев.

В ролях: Александр Бухаров (Волкодав), Оксана Акиньшина (Кнесинка Елень), Евгения Свиридова (Ниилит), Андрей Руденский (Тилорн) Игорь Петренко (Лучезар), Артем Семакин (Эврих), Haтaлья Вapлeй (Мать Кендарат), Aлeкcaндp Дoмoгapoв (Людоед), Hинa Уcaтoвa, Лилиaн Haвpoзaшвили, Юoзac Будpaйтиc (Дунгорм), Aнaтoлий Бeлый, Peзo Эcaдзe, Eвгeния Toдopaшкo, Taтьянa Лютaeвa, Пeтp Зaйчeнкo

Сайт www.volkodaw.ru


Он был обречен на гибель, но выжил, чтобы отомстить за истребление своего рода. Последний человек из племени Серых Псов стал могучим воином, называющим себя Волкодав. Избежав смерти в подземных рудниках, Волкодав пускается в путь в сопровождении своего спутника, Нелетучего Мыша. Волкодав одержим желанием покарать Людоеда, уничтожившего деревню Серых Псов.Добравшись до замка заклятого врага, Волкодав жестоко расправляется с Людоедом. Там же он освобождает двух пленников, мудреца Тилорна и рабыню Ниилит. Вместе с ними Волкодав попадает в город Галирад, переживающий смутные времена. Кнес Галирада, стремясь спасти город от разорения, сватает свою дочь Елень за молодого воина Винитара, обещающего защиту Галираду.Юной кнесинке предстоит дальняя дорога в земли будущего мужа. Она просит Волкодава стать ее телохранителем в опасном путешествии. Согласившись служить кнесинке, Волкодав оказывается втянутым в водоворот таинственных событий, проливающих свет на истинную цель поездки...


«Волкодав» - беспрецедентный по масштабам проект для постсоветского кино. Сегодня в России нет ни одной картины в жанре фэнтези, тем более основанной на национальной культуре и истории. «Волкодав» - не только первой «славянской фэнтези» в отечественном кинопроизводстве, но и заявка на новый тип положительного героя. Картина отвечает социальным ожиданием российских зрителей, которые начинают активно смотреть отечественные ленты. Эта тенденция отвечает развитию большинства национальных кинематографий, когда ответы на некоторые вопросы зрители предпочитают искать в привычных нравственных координатах.

В 2003 году компания «Централ Партнершип» приобрела у издательства «Азбука» права на постановку полнометражного фильма по роману Марии Семеновой «Волкодав», а также все права на экранизацию оставшихся трех романов этой серии. Мария Семенова - автор нескольких национальных бестселлеров, совокупный тираж которых составил 1 миллион 800 тысяч экземпляров. При этом доля «Волкодава», первого романа, в общем тираже составляет 1 миллион 200 тысяч книг - до сих пор это непревзойденный рекорд для российского фэнтези.

Первые попытки экранизировать «Волкодава» предпринимала компания «НТВ-Профит», которая приобрела права на постановку телевизионной версии романа. Режиссером картины был приглашен Джаник Файзиев, однако работа осталась незавершенной из-за недостатка финансирования.

Приступая к выбору режиссера первой полнометражной экранизации «Волкодава» компания «Централ Партнершип» в первую очередь подумала о Николае Лебедеве, последняя картина которого, «Звезда», раскрыла дарование режиссера с новой стороны. Высокий художественный уровень постановки, зрелищность, использование компьютерной графики в «Звезде» стало свидетельством умения Николая Лебедева работать с бюджетным кино. После небольшого обсуждения было решено, что режиссер сам напишет сценарий, работа над которым продолжалась около года.

Бюджет «Волкодава» несколько раз пересматривался, поскольку большинство студий оказались не готовы к съемкам сложно-постановочного фильма: не было ни декораций, ни костюмов, ни реквизита. Всю подготовку к съемкам пришлось начинать с нуля, создавать новый кинематограф.

Съемки картины начались в июне 2004 года в Словакии и продолжались полтора месяца. В это время в Москве было построено несколько новых площадок - декорация древнего города Галирада (общая площадь 5км. кв), святилище, внутренние покои замка Людоеда и переправа у Препоны. В сентябре съемки возобновились уже на «Мосфильме» и завершились в декабре 2004 года. Период постпродакшн, включающий работу над визуальными эффектами, занял около года.


НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ, РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК, АВТОР СЦЕНАРИЯ:

- Я работал над сценарием к американской картине «Желанный», когда вдруг понял, что мне нужно взять паузу и что-то почитать, чтобы развеяться. Одна моя знакомая посоветовала «Волкодава» Марии Семеновой. Потом я случайно познакомился с издателем, пошел слух, что я заинтересовался материалом. И мне позвонили из компании «Централ Партнершип» и предложили экранизировать роман. Сценарий я писал сам - в общей сложности более двадцати вариантов. Скажу по секрету, мне довелось прочесть другие сценарии, написанные по «Волкодаву» для других режиссеров очень хорошими сценаристами. И по каждому из этих сценариев можно снять отдельный фильм, и он будет не похож на другой. Когда мы встречались с Марией Семеновой, у нее было много вопросов по поводу сценария, подчас весьма резких. Мы долго общались и расстались, по-моему, союзниками. Потому что на каждое возражение или недоуменный вопрос существует конкретное объяснение, почему в сюжет или в характеры внесены изменения. Одни продиктованы не своеволием, а законами кинодраматургии. Плюс - моим собственным ощущением материала, естественно.

Я знаю, что многих поклонников романа Марии Семеновой беспокоит вопрос «отклонений от текста». Я понимаю их тревоги, но ничего поделать не могу. Ибо в любом случае, кино и литература - разные искусства. Фильм не иллюстрация книги, это фантазия на тему, книгой предложенную. Мы отказались от ряда персонажей и эпизодов ради сохранения главного - ощущение захватывающего интереса и внутренней силы этой истории. Плохой фильм по хорошей книге никому не нужен. Нужен хороший фильм. Даже если он будет от книги отличен. И потом, в истории еще не было случая, чтобы появление фильма зачеркнуло собой книгу. Она продолжает жить, ее можно читать и перечитывать. Так что: спокойнее, господа!

Для меня «Волкодав» - это захватывающая истории, романтическая, приключенческая, человеческая, сказочная. Это возможность создания фильма-эпоса на своеобразном материале, нового кинематографического образа национального положительного героя. Положительность героя заключается вовсе не в том, чтобы он был абсолютно правильным. Главное, чтобы он понял разницу между добром и злом, чтобы осознанно пришел к добру в результате перепетий сюжета и разного рода борений. Пережить катарсис должен и герой, и зритель. На роль Волкодава пробовались лучшие молодые актеры страны, уже знаменитые и пока неизвестные, и Александр Бухаров оказался самым точным из всех.

Я хочу, чтобы герои и их проблемы оказались не книжными, чтобы их полюбили и воспринимали как реально существующих людей. Когда ты создаешь такое напряжение, что зритель забывает про попкорн в стаканчике, - это и есть самый большой кайф.


ЛЮДМИЛА КУСАКОВА, ХУДОЖНИК-ПОСТАНОВЩИК о строительстве Галирада:

- Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте строительства больших городов?

- Это мой третий город. Я строила Париж с режиссером Сергеем Юткевичем для «Ленина в Париже», старую Москву для «Всадника по имени смерть» Карена Шахназарова. Конечно, планировки градостроительства я чувствую, но в каждом городе были свои особенности. Галирад должен быть деревянный, живой и немножко фантастичный, но не сказочный.

- Какое художественное решение положено в основу города?

- Декорация Галирада воссоздает облик языческой, дохристианской Руси. Мы работали над образом города, основываясь и на книге Марии Семеновой, и на специальной литературе, и на археологических находках. Но все-таки «Волкодав» - фэнтези, мы использовали элементы и поздние, и более ранние, - все, что может создать ощущение не совсем бытовое.

- Какие материалы использовались при строительстве?

- Натуральные бревна. Было несколько командировок в деревни, где мы разбирали дома, школы из старых бревен. Такие материалы привносят в город с одной стороны теплоту, а с другой - настроение.

- В чем была самая большая сложность строительства?

- Ощущение живого, улицы должны были жить. Я делала, если можно так сказать, интерьер города. Поэтому здесь масса переулочков, просветов, проходов. У меня от города ощущение сложного помещения, а не открытого пространства.

- Режиссер ставил перед вами конкретные задачи?

- Мы очень много работали вместе, ездили подбирать натуру в Словакию, Черногорию, Болгарию, Чехию, Карелию и окрестности Выборга. И вместе пришли к выводу, что это должна быть Словакия, она нам была ближе.


МАРАТ КИМ, АРТ-ДИРЕКТОР

- Расскажите, пожалуйста, о том, как началась Ваша работа над «Волкодавом»?

- На «Волкодава» я был приглашен раскадровщиком, рисовал будущее кино кадр за кадром. Затем компания GSK, в которой я работаю арт-директором, сделала логотип фильма для начальных титров и печатной продукции, которая будет сопровождать выход картины. В процессе работы Николай Лебедев попросил меня заняться еще и проектированием оружия, несмотря на то, что это дело было для меня новым. Просто я знал сценарий практически наизусть, мы много раз обсуждали с Лебедевым и с художником постановщиком Людмилой Михайловной Кусаковой характерные черты каждого племени, населяющего пространство «Волкодава».

- Какие задачи ставились при создании оружия?

- Оружие должно было быть разным у «волков», «галирадцев», «харюков» и других народов, отражать их стиль жизни, быт, соответствовать костюму. Мы определили для себя прообраз каждого племени: славяне - жители Галирада и т.п. К тому же дизайн мечей, пик, луков должен был быть фэнтезийным. Когда оружейники, прекрасные мастера Анатолий Круглов и Леонид Басс, говорили, что, мол, этого тогда не было, режиссер всегда спрашивал: «Простите, а когда ТОГДА? Назовите мне конкретную дату, век.» Тем не менее, за основу оружия галирадцев мы взяли славянское - выгнутые книзу гарды мечей, удлиненные клинки, каплевидные щиты. У воинов Людоеда оружие норманнское - гарды прямые, образующие с клинком крест, круглые щиты. Самое веселое было сочинять все для диких харюков. Их оружие примитивное, перекособоченное, лохматое, немного смешное, как и сами жители этих глухих лесов.

Кроме того, оружие имеет свои законы конструирования. Меч, например, должен быть сбалансирован: клинок уравновешен с яблоком, навершием на рукоятке, иначе им трудно работать.

Свои требования предъявили каскадеры: мечи должны иметь дубли на случай поломки, облегченные копии для трюков, телескопические клинки и топорища, т.е. передняя часть должна убираться внутрь, щиты должны разлетаться на куски от удара.

- Были ли какие-то пожелания со стороны художника-постановщика?

- Людмилу Михайловну беспокоило, как оружие будет смотреться в кадре. Ведь кино имеет свои законы и часто настоящий, отточенный блестящий меч на экране может выглядеть как пластиковая дешевая имитация. С подобной проблемой Людмила Михайловна и наши оружейники уже сталкивались на предыдущей картине, «Яды или всемирная история отравлений» Карена Шахназарова и, кстати, решили ее прекрасно. Я специально ходил в музей «Мосфильма», чтобы посмотреть это фактурное, кривоватое, чуть ржавое, а потому живое и «настоящее» оружие. Мы с Толей, Леонидом и заврекизитом изучили множество исторических образцов. Повторю, что это было не копирование, а переработка образцов. К тому же хотелось простоты, архаики. «Только чтобы не сувенирное,» - повторяла Людмила Михайловна.

- Есть ли особенности у меча Волкодава?

- Это была отдельная задача. По легенде этот меч выковал кто-то из предков нашего героя. Меч должен легко узнаваться и выделяться из общего ряда. После продолжительных поисков я, наконец, решил как бы взглянуть на это глазами того мифического кузнеца. Клинок имеет стержень, на который надевается рукоять. А что если рукоять сделана из прутов, обвивающих этот меч наподобие косицы? Ведь это характерная черта племени веннов, к которому принадлежал Волкодав (я ведь давний фанат Марии Семеновой, еще с первой книги). К концу рукояти пруты расходятся как дерево и держат навершие в виде некоего молота. В том же духе сложилась и гарда - дугой книзу как это и положено у славян. В итоге получилась довольно необычная вещь, с дырявым силуэтом, узнаваемая издалека и не примитивная, но архаичная. То, что и было нужно.

- Как шел процесс производства оружия?

- Все рукояти первого плана, те, которые присутствуют в кадре крупно, я слепил из пластилина один к одному для того, чтобы с них делали отливку. Всего оружия было сделано очень много. Для каждого племени надо было изготовить по джентельменскому набору: мечи, ножи, луки, стрелы, колчаны, пики, топоры, щиты, ножны. Племен таких пять, плюс еще индивидуальное оружие для Канаона, Эртан, наемного убийцы. А еще дубли, а еще телескопическое оружие!

- Надеюсь, наши гигантские усилия не пропали даром. Увидим на экране.


ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Одна из важнейших составляющих «Волкодава» - использование визуальных эффектов, разработанных при помощи последних достижений в области компьютерных технологий. Работать над зрелищной стороной картиной была приглашена московская студия Dr Picture, участвовавшая в создании картин «Утомленные солнцем», «По ту сторону волков», «Белое золото», «Ночной дозор». Одной из особенностей работы над «Волкодавом» стала организация технологической цепочки производства визуального эффекта в соответствии с международной практикой. Подобно своим зарубежным коллегам, специалисты Dr Picture начали работу над картиной еще на этапе написания сценария. Это позволило заранее обсудить с режиссером возможности, которые открывают визуальные технологии, и то, что они могут привнести в картину. В процесс производства одного визуального эффекта на «Волкодаве» участвовали несколько человек, каждый из которых имел четкую специализацию - аниматор, художник, рендер и пр. Именно такая организация рабочего процесса позволила в краткие сроки достичь результата, адекватного первоначальному замыслу. Над изготовлением визуальных эффектов «Волкодава» трудилось около 60-ти специалистов со всего СНГ - количество, рекордное для современного российского кино.

В число работ, проделанных студией, входит превизуализация сложно-постановочных сцен (компьютерное моделирование будущей сцены с расстановкой камеры и ее движения), дорисовка и замена фона, а также разработка трехмерного персонажа, Нелетучего Мыша.
Облик дикого зверька, повсюду сопровождающего Волкодава, представляет собой синтез реального животного и компьютерной анимации. Специалисты Dr Picture проделали уникальную работу по созданию виртуального двойника камбоджийской летучей лисицы, которая участвовала в съемках «Волкодава». Анимированный Нелетучий Мыш, подобно своему реальному прототипу, будет иметь естественный окрас с сохранением оттенков, а также эмоционально реагировать на происходящее. Персонаж разрабатывался в течение двух месяцев на основе канадской программы SOFTIMAGE/XSI - пионера в области трехмерной анимации. Эту же программу использовали и крупнейшие голливудские студии при создании визуальных эффектов в фильмах «Гарри Поттер - 3», «Ван Хельсинг», «Халк», «Матрица: перезагрузка» и многих других. В процессе работы над Нелетучим Мышом аниматорам пришлось досконально разобраться в анатомии животного и особенностях его поведения. Непривычность работы над персонажем заключалась в том, что в природе крыланы живут верх ногами, и так же пришлось расположить модель на мониторе. Это первый в отечественном кино случай, когда трехмерный персонаж разработан на таком уровне, который позволяет ему действовать на экране наравне с настоящим животным.

Источник http://www.press-attache.ru